Адрес:

355044, город Ставрополь, улица Бруснева, 4а

Контакты:

8 (8652) 94-20-77
dou_77@stavadm.ru

Деятельность учителя-логопеда в ДОУ

12.02.2018

Технологии и методики, применяемые в практической профессиональной деятельности учителя – логопеда

Учитель-логопед

Труфанова А. А.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения детей с речевыми нарушениями.

В системе современного образования логопеду необходимо постоянно самосовершенствоваться, изучать и применять в своей практической профессиональной деятельности помимо традиционных коррекционных методик, современные инновационные коррекционные технологии и методики.

В нашем МБДОУ №77 «Золотая рыбка» учителя-логопеды применяют в работе с детьми различные методики и технологии. При диагностике и коррекции звукопроизношения предпочтение отдается традиционным и проверенным временем методикам и технологиям известных педагогов, логопедов и дефектологов.

ТЕХНОЛОГИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.

Цель логопедического обследования — определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него нарушений в речевой сфере.

Для обследования звукопроизношения используется альбом

О.Б. Иншаковой. Данный альбом помогает учителю-логопеду обследовать все стороны речи дошкольников и на основе полученных данных построить дальнейшую коррекционную работу.

 

ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

Работу по коррекции звукопроизношения осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

В ходе логопедических занятий решаются следующие задачи:

  • уточнение произношения звуков (показ правильной артикуляции звука, разбор положения органов артикуляции);
  • постановка и закрепление отсутствующих звуков (артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, показ правильной артикуляции по подражанию, автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте);
  • развитие фонематического восприятия;
  • преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры;
  • закрепление изученных лексико – грамматических конструкций.

При коррекции недостатков звукопроизношения используются методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, М. Ф. Фомичевой, Т. А. Ткаченко и так далее.

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ НАРУШЕНИЯХ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

Одним из компонентов логопедического занятия является дыхательная гимнастика. Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов воздействия на детей логопатов независимо от вида их речевого дефекта.

Детям с нарушениями речи требуется обучение правильному типу дыхания с помощью специальных коррекционных физических упражнений. При формировании речевого дыхания используются методики Л. И. Беляковой и А. Н. Стрельниковой, а также различные дыхательные упражнения «Загони мяч в ворота», «Фокус», «Сдуй снежинку», «Покорми мышку», «Подуй на мельницу»

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

Одной из существенных задач по коррекции речи является расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи.

Работа по развитию и обогащению словарного запаса проводится как на индивидуальных, так и на групповых занятиях.

Задачи:

  • Формирование речевой активности.
  • Расширение пассивного и активного словаря.
  • Формирование навыков словоизменения.
  • Формирование навыков словообразования.
  • Формирование навыка употребления простых и сложных предложений.

В работе используются методические рекомендации Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Н. С. Жуковой, Т. А. Ткаченко, Н. В. Нищевой.

 ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности.

У детей с нарушениями речи связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одних и тех же слов в различных значениях делает речь детей бедной и стереотипной.

Формирование связной речи приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

В работе по развитию связной речи используются приёмы, рекомендованные Л. Н. Ефименковой.

При обучении рассказыванию опора идет на систему работы В. П. Глухова и на рекомендованные им методы:

— составление высказываний по наглядному восприятию;

— воспроизведение прослушанного текста;

— составление рассказа – описания;

— рассказывание с элементами творчества.

В практической работе с детьми активно используются следующие технологии:

— Технология проблемного обучения. (Создаются проблемные ситуации с целью активизации самостоятельной деятельности воспитанников).

— Технология развивающего обучения. (Ориентировка образовательного процесса на потенциальные возможности детей. Активизация взаимодействия воспитанников с окружающей средой как самостоятельных субъектов на всех этапах деятельности).

— Технология сотрудничества. (Совместно с детьми вырабатывается содержание занятий, даётся оценка, состояние сотрудничества, сотворчества).

— Технология дифференцированного обучения. (При работе учитываются типологические особенности детей (аудиалы, визуалы, кинестеты) и уровень их речевого развития).

— Игровые технологии.

Во время образовательного процесса проигрываются сюжеты реальных жизненных ситуаций, придумываются и восстанавливаются сказочные сюжеты и истории.

Для большей эффективности коррекционно-развивающего процесса активно внедряются в работу нетрадиционные и инновационные технологии.

Эти технологии нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых технологий и привносят в них новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных функций и их активизации.

АРТ — ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

(Здоровьесберегающие технологии)

Арт-терапия в детском саду – это путь к психологическому здоровью ребенка.

Цели арт-терапии в работе с детьми: способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Научить ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

В одном из логопедических кабинетов ДОУ имеется песочный стол, который также активно используется в коррекционной работе. 

Песочная терапия — метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Песочная терапия способствует:

  • совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
  • обогащению словарного запаса;
  • развитию связной речи;
  • побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
  • развитию фантазии и образного мышления.

Пальцевый массаж

  • прищепочный массаж;
  • массаж орехами, каштанами;
  • массаж шестигранными карандашами;
  • массаж травяными мешочками;
  • массаж приборами Су-Джок терапии;
  • массаж специальными сенсорными мячами, кольцами, валиками.

Использование всех вышеперечисленных технологий приводит к повышению эффективности коррекционной работы.

 

Задайте вопрос или оставьте отзыв

Заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Я согласен на обработку моих персональных данных, с положением об обработке персональных данных ознакомлен.

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта