Адрес:

355044, город Ставрополь, улица Бруснева, 4а

Контакты:

8 (8652) 94-20-77
dou_77@stavadm.ru

Влияние компьютерных игр на ребенка

28.12.2020

Одним из современных средств обучения, позволяющих успешно развивать познавательные процессы, является  использование компьютера.

Использование компьютеров, наряду с пользой, порождает и ряд проблем. Одной из проблем являются негативные последствия взаимодействия ребенка с компьютером.

Все действия, разворачивающиеся на экране монитора, напоминают детям сказки. Они попадают в придуманный мир, более яркий и выразительный, чем реальный. Привлекают простые правила игры: нужно победить, набрать определенное количество баллов и перейти на следующий уровень.

Если ребенок допускает ошибки в процессе игры, то исправить их можно. Нужно только перейти  на следующий уровень. Но в реальной жизни ошибки, допущенные детьми, так и остаются ошибками. 

Случается, что какая-то компьютерная игра начинает надоедать ребенку. Тогда он может поменять игру, не доигрывать до конца. И родители не придают этому большого значения. Тогда как в реальной жизни получается все наоборот. Например, если ребенку начинают надоедать занятия в секции, то он сразу становится объектом внимания со стороны взрослых, которые начинают внушать ему представления о целенаправленности, силе воли и постоянстве.

Компьютерные игры позволяют ребенку почувствовать себя сильным, отважным, умным. Чтобы это произошло в реальности, ребенок должен приложить много стараний и усилий. В окружающей действительности образ жизни ребенка целиком зависит от родителей. В игре все происходит по желанию ребенка. Он может сам выбирать роли, уровни, декорации и менять их по своему желанию. В данном случае, преобладают слова «я хочу» над «я могу».

И, наконец, компьютер для ребенка – замечательный партнер по общению. С ним легче договориться, чем с реальными людьми. Если ребенок в реальном мире имеет трудности в общении, то он с удовольствием уходит в виртуальный мир.

Слишком тесное общение с виртуальной реальностью таит для ребенка серьезную опасность. Для ребенка игра заменяет реальное общение со сверстниками и с родителями. Для ребенка становится важен в данный момент не результат, а сам процесс игры.

Когда мы рассмотрели все причины, почему же компьютерные игры привлекают детей, можно переходить к поиску ответа на вопрос: чего же так не хватает ребенку в окружающей реальности, что лежит в основе компьютерной зависимости?

Разработчики компьютерных игр активно эксплуатируют два принципа, хорошо известных в научной психологии: принцип дофаминовой зависимости и принцип лучшего запоминания незавершенных действий (эффект «Зейгарник»).

1)  Дофамин — это нейромедиатор, который вырабатывается в человеческом организме естественным образом и служит важной частью «системы вознаграждения» мозга, поскольку вызывает чувство удовольствия, чем влияет на процессы мотивации и обучения.

Именно благодаря дофамину для незрелого мозга ребенка нет ничего слаще, чем компьютерная игра. Это происходит потому, что в видеоиграх есть система вознаграждения — получение нового уровня, бейджей или трофеев. Это очень радует детей.

Но при избытке дофамина, у ребенка происходит сильное перевозбуждение  нервной системы, возникает переутомление. В итоге ребенок становится агрессивным, тревожным или наоборот, вялым, апатичным. И ребенок снова возвращается к компьютерной игре, чтоб получить порцию удовольствия. Происходит дофаминовая зависимость. Чтоб ее избежать, необходимо контролировать время, проведенное в играх, и, конечно, качество игр.

2) Психологический «Эффект Зейгарник». У человека есть потребность всегда завершать действие (гештальт), а, как мы знаем, в большинстве компьютерных игр нет окончания. Никогда незавершающийся гештальт крайне разрушительно влияет на психику ребенка, его способность ставить перед собой цели и достигать их в реальной жизни.

Если говорить о мультфильмах, то нужно подбирать мультфильмы, подходящие по возрасту. Например, дети до трех лет не способны воспринимать смысл даже самых поучительных мультиков. Их развитие происходит пока только через действие. То есть восприятие должно происходить не только через зрительный канал, но и через слуховой, тактильный, двигательный. Для таких детей любой мультик – просто яркие мелькающие пятна. Происходит перегрузка зрительного восприятия, но отстает восприятие слуховое.

Дети старше трех лет уже способны понимать смысл, сюжет. Дети 5  — 7 лет могут обсуждать действия, поступки героев. У них развивается критичность мышления и способность понимать что хорошо и что плохо. Но и тут не стоит забывать о времени, проводимом за просмотром мультиков. Потому что накопившимся эмоциям ребенка необходим выход через двигательную активность.

Было бы неправильным зарывать, как страус, голову в песок, запрещая ребенку даже приближаться к всевозможным гаджетам. Мы живем в эпоху, когда трудно себе представить осуществление каких-либо действий без их помощи. Компьютер – это не монстр, пожирающий  ребенка, а большой помощник в вашей и его повседневной жизни.

Что же можно сделать, чтобы минимизировать отрицательное влияние компьютерных игр на развитие дошкольника? Ничего нового психологи предложить не могут, кроме как больше времени проводить  с ребенком, своим примером прививать любовь к чтению книг, подвижным играм, собственным примером демонстрировать увлеченность искусством. Организуйте семейные игры, делайте акцент на живом общении.  А если избежать того, чтобы ребенок проводил время за компьютерными играми, не получится, разберитесь и вы в этом вопросе, узнайте больше об интересных развивающих играх и играйте в них вместе с ним.

Little girl in glasses and black dress with mobile phone next to serious boy with tablet computer

Задайте вопрос или оставьте отзыв

Заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Я согласен на обработку моих персональных данных, с положением об обработке персональных данных ознакомлен.

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта